Наиболее значительная скрытая издержка карго-доставки – это стоимость риска. В отличие от легальных схем, где риски можно застраховать, здесь предприниматель принимает их на себя в полном объеме. Давайте оценим это с точки зрения простой математики.
Допустим, "белая" доставка партии товара обходится в $3000, а карго – в $2100. Кажущаяся экономия – $900, или 30%. Предположим, что риск полной потери груза (конфискация, утеря, критическое повреждение) при использовании "серого" канала составляет всего 5% на каждую отправку. Это означает, что в среднем одна из двадцати отправок будет провальной.
- Экономия на 19 успешных отправках составит: 19 × $900 = $17,100.
- Убыток от одной потерянной партии (стоимость товара + фрахт), допустим, составляет $15,000 (товар) + $2100 (оплаченный фрахт) = $17,100.
В этом упрощенном примере
экономия, достигнутая на девятнадцати успешных, но рискованных операциях, полностью нивелируется убытком от одной провальной. Реальность может быть еще более суровой, так как риск часто превышает 5%, а к убыткам добавляются репутационные потери и срыв обязательств перед клиентами.